МОСКВА (Рейтер) - Вложения иностранных инвесторов в ОФЗ достигли рекордных уровней, только за 2019 год они купили бумаги на сумму более 1 триллиона рублей, но по международным меркам зависимость России от внешнего финансирования невысока, и в периоды нарастания санкционных рисков существенная часть этих инвесторов сохраняла свои позиции в госбумагах, сказала в интервью Рейтер глава департамента финансовой стабильности ЦБР Елизавета Данилова.
Ранее ЦБР называл уязвимостью российского рынка сохранение им зависимости от поведения иностранных инвесторов, имеющих существенные позиции в ОФЗ - 2,85 триллиона рублей.
В периоды нарастания санкционных рисков в течение 2019 года на рынке ОФЗ периодически случались скачки волатильности, но драматических последствий они не имели.
“Прежде всего, нас защищает небольшой объем долга в целом у России, по международным меркам наш госдолг очень небольшой (13% ВВП на 1 октября 2019 года). Профицитный бюджет, низкий госдолг - это основные фундаментальные причины, благодаря которым российский рынок высокоустойчивый”, - сказала Данилова.
Вторая причина относительной устойчивости рынка госдолга - это наличие внутренних инвесторов, у которых есть стимулы покупать ОФЗ.
“Мы видели неоднократно во время волатильности 2018 года, что российские инвесторы - НПФ и банки - во время выхода нерезидентов с рынка увеличивали свои вложения в ОФЗ. Благодаря им колебания доходностей носили ограниченный характер”, - сказала Данилова.
“Крупные банки имеют стимулы вложений в ОФЗ, для них это актив, необходимый для управления ликвидностью и соблюдения нормативов, в том числе показателя краткосрочной ликвидности. НПФ и компании страхования жизни также активно увеличивали свои вложения в ОФЗ в последние годы”.
На вопрос, стимулировал ли Центробанк каким-либо специальным образом внутренних инвесторов покупать ОФЗ в те моменты, когда нерезиденты выходят, Данилова сказала:
“Принятые меры прежде всего были направлены на совершенствование регулирования и снижение рисков этих организаций. Например, для НПФ было введено требование проходить стресс-тестирование в соответствии со сценарием Банка России, что, с одной стороны, способствовало росту их вложений в более качественные активы. С другой стороны, почему не купить, когда цены ОФЗ просели из-за выхода нерезидентов?”
“Для покупателей сложились благоприятные ценовые условия, плюс требования регулирования, которым они должны соответствовать - все это вместе стимулировало их приобретать ОФЗ”, - сказала глава департамента финансовой стабильности.
ЦБР затруднился оценить, сколько в текущей доле нерезидентов (32%) консервативных иностранных инвесторов, готовых сидеть в ОФЗ до погашения, несмотря ни на какие потрясения.
“С оценкой базы инвесторов достаточно сложно, надежной информации нет, это не только для нашего рынка характерно, но и на международном уровне часто обсуждается, что нет достаточной информации об инвесторах на локальных рынках облигаций”, - сказала Данилова.
“В периоды нарастания санкционных рисков имела место повышенная волатильность и доля иностранцев колебалась, но, наверное, существенная часть инвесторов - это достаточно консервативные инвесторы”, - сказала она.
В этом году основная волатильность была связана с прохождением в Сенате США законопроекта “о санкциях из ада”, предусматривающего введение новых жестких санкций против России за ее предполагаемое вмешательство в выборы в США.
Проект “О защите американской безопасности от агрессии Кремля”, известный как DASKA, среди прочего нацелен против: российских банков, поддерживающих усилия по вмешательству в выборы за рубежом; нового суверенного долга РФ; лиц, которые, как считается, “прямо или косвенно способствуют незаконной и коррупционной деятельности от имени (президента России Владимира Путина)”.
“В 2019 году нерезиденты довольно спокойно реагировали на стрессовые события. В августе 2019 года, когда были объявлены санкционные ограничения США на покупку новых российских евробондов и в целом конъюнктура для формирующихся рынков была не очень хорошей, доля нерезидентов в ОФЗ снизилась всего на 0,3 п.п. с 30 до 29,7%, причем очень кратковременно. На рынке государственных еврооблигаций вообще такого тренда не наблюдалось”, - сказала Данилова.
“В целом доля нерезидентов в ОФЗ (32%) является не очень высокой по международным стандартам. Есть рынки, где и доля нерезидентов выше, и сам объем долга существенно больше”, - указала она.
МВФ отмечал в своих докладах , что по широкой выборке стран доля нерезидентов до 40% в локальном госдолге является невысокой.
В 2019 году рубль показал одну из лучших динамик среди всех мировых валют, а рынок ОФЗ рос при поддержке иностранных инвесторов, пришедших в Россию в поисках доходности, когда Центробанк начал последовательное снижение ключевой ставки.
Инвестиции нерезидентов в ОФЗ за 2019 год превысили 1 триллион рублей, согласно статистике
Глава ЦБР Эльвира Набиуллина признавала, что высокий приток капитала обеспечил этот рост стоимости рублевых активов, но в следующем году приток будет скромнее и более сбалансирован.
Дифференциал процентных ставок после пяти подряд снижений ключевой, до 6,25% в декабре, уже заметно сузился, и иностранцы уже не так активно заходят в ОФЗ - в ноябре они вложили всего 13 миллиардов рублей, по данным ЦБР.
По мере завершения цикла снижения ключевой ставки ЦБР какая-то часть нерезидентов может решить зафиксировать прибыль и уйти на альтернативные рынки.
“О конкретной доле сложно говорить, есть разные группы инвесторов, есть и те, которые ориентированы на краткосрочную доходность”, - сказала Данилова.
Многое будет зависеть от глобальной конъюнктуры, от того, как российский рынок будет выглядеть на фоне альтернативных рынков. Интерес инвесторов будет определяться многими факторами, включая соотношение риск/доходность.
“Возможно, рынок ОФЗ останется и дальше привлекательным для иностранных инвесторов. Пока во многих странах продолжается период рекордно низких процентных ставок, в некоторых странах ЕМ наблюдалась повышенная волатильность в последние месяцы. В целом в 2019 году, если подводить итоги, российский рынок был одним из наиболее привлекательных в плане доходности”, - сказала Данилова.
Центробанк ожидает, что российские банки будут заинтересованы наращивать свои вложения в ОФЗ в том числе потому, что регулятор продолжит планомерно сокращать лимиты безотзывных кредитных линий (БКЛ) и кредиторам надо будет замещать эти активы высоколиквидными бумагами.
По плану ЦБ, БКЛ останутся до 2022 года.
“Форсировать их сворачивание не планируется”, - сказала Данилова.
Рынок закладывается на то, что 2020 год может быть более волатилен из-за геополитики в связи с очередным выборным циклом в США.
“Риски 2020 года во многом будут продолжением тех проблем, которые уже сформировались”, - сказала Данилова.
“В последние годы усилились геополитические риски, и пока нет причин сбрасывать их со счетов”.
Прямая речь с развернутыми высказываниями Даниловой доступна по коду.
Источник: ru.reuters.com