МОСКВА, 12 мая (Рейтер) - Крупнейший нефтедобывающий регион РФ - Югра - планирует снизить добычу нефти и газового конденсата в 2020 году на 15%, но все же надеется, что часть от этого сокращения заберут другие регионы, сказал в интервью Рейтер директор департамента недропользования и природных ресурсов Югры Сергей Филатов.

На долю западносибирской Югры, производство сырья в которой сопоставимо с американским Техасом, приходится около 42% всей добычи в России. В 2018 году, впервые за десятилетие, региону, где промышленная добыча началась более полувека назад, удалось переломить тенденцию падения производства, но в 2020 году из-за глобальной сделки ОПЕК+ добыча нефти и газового конденсата рухнет до 201 миллиона тонн с 236 миллиона тонн в 2019-м, сказал Филатов.

“Мы считаем это самой низшей планкой (нефтедобычи) для нас, но надеемся, что все-таки будет не такое сильное снижение. Мы надеемся, что частично сокращение перейдет на другие дочерние общества в других субъектах, где налоговая нагрузка пониже”, - сказал Филатов.

Получить комментарий Минэнерго РФ пока получить не удалось.

В Югре работают все крупнейшие российские нефтяные компании - Роснефть, Лукойл, Газпромнефть, Сургутнефтегаз.

В рамках ограничивающей нефтедобычу сделки ОПЕК+, предусматривающей для ее участников максимальное сокращение производства в мае-июне, Россия обязалась снизить производство нефти до 8,5 миллиона баррелей в сутки или примерно на 19% от уровня февраля - 10,5 миллиона баррелей в сутки.

Министр энергетики Александр Новак говорил, что добыча нефти и газового конденсата в РФ снизится из-за сделки примерно на 10% после около 561 миллиона тонн в 2019 году.

Филатов сказал Рейтер, что такое существенное снижение производства в Югре может привести к сокращению рабочих мест и падению налоговых сборов с региона, имеющего самое высокое, по сравнению с другими нефтедобывающими регионами РФ, налоговое бремя.

“Если сравнивать с другими нефтяными регионами, у нас удельная налоговая нагрузка на одну тонну больше, чем в других регионах. Она самая высокая - из-за эффективной ставки (налога на добычу полезных ископаемых) НДПИ”, - сказал Филатов.

“То есть, она (эффективная ставка) у нас порядка 88%, а в других регионах 70-75-80%, потому что на нас льготы, эти понижающие коэффициенты к НДПИ, повально не распространяются”.

Филатов также сказал, что в рамках сделки в Югре каждая нефтекомпания сама принимает решение о способах сокращения производства - снижать ли дебит на высокопродуктивных скважинах или закрывать низкодебитные скважины.

“Есть скважины высокодебитные, но их мало, проще прикрутить или закрыть их, чтобы меньшее количество скважин остановить и добиться этого снижения. С другой стороны, непрофильные и не такие рентабельные активы имеет смысл прикрыть, но тогда это будет остановка большего количества скважин, что впоследствии потребует больше усилий для восстановления добычи”, - сказал Филатов.

По его словам, существует риск того, что некоторые из низодебитных скважин можно потерять насовсем после закрытия. Он считает, что выход на докризисный уровень добычи в регионе возможен только через два года после завершения ограничительных мер.

Филатов также сказал, что из-за истощенности месторождений в регионе для поддержания производства сырья необходимо больше бурить, что в условиях низких цен на нефть вряд ли будет происходить.

“Та стабилизация добычи, которая была в регионе в последние два года, когда мы перестали падать - за счет бурения”, - сказал Филатов.

“Геологоразведочная отрасль пострадает, когда компании инвестиции в добычу не сокращают, а сокращают в большей степени по геологоразведке”.

Участники соглашения ОПЕК+, включая Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и ряд крупных нефтедобывающих стран, в том числе Россию, договорились совокупно сократить производство нефти в мае-июне почти на 10 миллионов баррелей в сутки для смягчения экономических последствий вспышки коронавируса, приведшей к обвалу нефтяных цен.

С учетом еще нескольких стран, включая США, Норвегию, Канаду и Бразилию, объем сокращения может достигнуть 20 миллионов баррелей в сутки, что составляет примерно 20% общемировой добычи, хотя из-за вызванного коронавирусом кризиса падение спроса достигало на пике 30%.

Предварительные данные добычи нефти и конденсата в мае показали во вторник, что Россия еще больше приблизилась к своей квоте, добывая 9,45 миллиона баррелей в сутки, из которых конденсат составляет около 0,8 миллиона баррелей в сутки.

Источник: ru.reuters.com