МОСКВА (Рейтер) - Экспортеры нефтепродуктов, ставшие заложниками не успевших завершить модернизацию российских НПЗ, в следующем году будут вынуждены маневрировать в условиях низкого спроса на высокосернистый мазут в надежде на восстановление его котировок.

Вступающие в силу новые топливные стандарты IMO 2020 значительно ограничили спрос на сернистый мазут, занимающий львиную долю в производстве тяжелого топлива в РФ, а рост котировок на дизтопливо не оправдал надежд участников рынка, ожидавших, что крек-спреды светлых нефтепродуктов компенсируют падение маржи.

“К концу года мы видим более активный спрос на низкосернистый мазут, и цены на него уже приближаются к газойлю”, - отметил один из трейдеров.

Несмотря на новые реалии, спрос на сернистый мазут сохраняется, хоть и в меньших объемах.

“Сейчас в портах Азии, например, все парки уже зачищены (под низкосернистое топливо), а покупатели ищут сернистый мазут для судов со скрубберами (системами очистки выбросов)”, - отметил один из трейдеров.

Высокосернистый мазут смогут использовать некоторые судовладельцы на Дальнем Востоке, работающие во внутренних водах РФ на перевозках различных грузов на Сахалин, полагает другой трейдер на бункерном рынке.

При этом трейдеры надеются, что российское сернистое топливо найдет своего покупателя.

“В США в первом полугодии (2020-го) ожидается рост добычи сланцевой нефти. Им нужно для переработки докупать тяжелое сырье взамен санкционной венесуэльской нефти. Потребности электрогенерации никуда не денутся, а глобальный объем производства (высокосернистого мазута) заметно снизился из-за IMO”, - сказал трейдер.

В 2019 году Россия практически удвоила экспортные поставки мазута и вакуумного газойля (ВГО) в США до рекордных 9 миллионов тонн.

По мнению источников в отрасли, российские НПЗ, не обладающие достаточными мощностями глубокой переработки, будут сокращать прием нефти, чтобы минимизировать убытки.

При этом крупные нефтепереработчики - Роснефть и Сургутнефтегаз - уже начали предлагать мазут и судовое топливо на квартальных и спотовых тендерах вместо привычных шести- и 12-месячных в попытке отыграть волатильность котировок.

Многие участники рынка не готовы прогнозировать ценовой тренд на высокосернистый мазут в следующем году, но надеются на восстановление просевших в последние месяцы котировок.

“Первые пару месяцев (2020 года), наверно, будет лихорадка, потом должно все как-то устаканиться”, - считает трейдер.

Однако дефицит предложения низкосернистого судового топлива на российском рынке и его значительное подорожание могут оставить без работы многих независимых бункеровщиков, считают источники в отрасли.

Продление до 2024 года нормативов по содержанию серы при внутренних водных перевозках в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) практически не изменит в следующем году ситуацию на российском рынке судового топлива из-за сравнительно небольшого объема потребления.

“На Каспии, например, давно действуют нормативы по сере 0,5% для бункерного топлива, создан удобный хаб для бункеровщиков и судовладельцев”, - отметил источник в отрасли.

Вместе с коммерческими рисками волатильного рынка экспортерам в следующем году придется учитывать и угрозы введения новых экономических санкций против России, говорят трейдеры.

Так, выдвинутые США обвинения против мэра Вентспилса поставили в декабре под удар работу двух крупнейших латвийских портов, едва не парализовав экспорт нефтеналивных грузов Белоруссии и России.

“Сейчас уже не знаешь, откуда ждать очередного подвоха”, - сказал трейдер, ссылаясь на резкий рост ставок фрахта осенью после санкций США, наложенных на танкеры китайской COSCO.

В сентябре США не исключили введения новых санкций против Роснефти за торговые операции с Венесуэлой, и участники рынка опасаются возможности очередных ограничений экспортных поставок топлива.

Источник: ru.reuters.com