МОСКВА (Рейтер) - Совет директоров Банка России в пятницу принял решение снизить ключевую ставку до 6,25% годовых с 6,50% ранее.
Ниже следуют комментарии аналитиков (обновления отмечены *)
*Николай Минко, Sberbank CIB
“ЦБ, снизив ставку лишь на 25 б. п., так и не смог объяснить в своем коммюнике, что должно разогнать инфляцию с текущих низких уровней. ЦБ, признав, что инфляция вновь отклоняется от его предыдущего прогноза на декабрь, сделанного меньше двух месяцев назад, предоставил новый прогноз – 2,9-3,2%.
ЦБ вновь начал беспокоиться по поводу инвестирования ФНБ, при этом бюджетные расходы всё ещё не являются проинфляционным риском. Инфляционные ожидания населения вновь указаны как один из рисков.
ЦБ не исключает, что уже сделанное снижение ставки может ‘оказать более существенное повышательное влияние на инфляцию, чем оценивает Банк России’. Кроме того, ЦБ продолжает беспокоиться по поводу возможного замедления темпов роста мировой экономики, хотя последние комментарии представителей ЦБ предполагали, что внешние риски для роста выглядят менее остро сейчас, чем даже в октябре.
ЦБ вновь занял выжидательную позицию и сообщил, что следующее снижение может произойти даже не в первом квартале 2020 года, а в первом полугодии. При этом он всё ещё продолжает ожидать роста инфляции до 3,5-4,0% к концу 2020 года. То, что ЦБ пока не понимает до конца, в чем причина столь сильного отклонения инфляции от прогнозов, которые регулятор давал в 2019 году, цель 3,5-4,0% выглядит всё менее достижимой. Мы ожидаем, что инфляция останется на уровне 3,0% по итогам 2020 года, ожидаем, что ставка будет снижена до 5,5%”.
*Антон Покатович, БКС Премьер
“Решение Банка России о снижении ключевой ставки на 25 б.п. до уровня 6,25% с учетом последних изменений рыночной конъюнктуры выглядит полностью обоснованным.
Ранее мы указывали на то, что набор внутренних факторов, в том числе возможное замедление темпов роса потребительских цен ниже прогнозного диапазона ЦБ РФ в 3,2-3,7% по итогам года, выступает мощным стимулом в пользу снижения уровня ключевой ставки в декабре.
В то же время внешнерыночный фон ранее характеризовался нами как недостаточно комфортный для пятого за этот год снижения ставки Банка России.
С учетом обновленного макроэкономического прогноза Банка России, мы сохраняем наш прогноз и полагаем, что ключевая ставка может быть снижена до уровня 6% уже в первом полугодии 2020 года. Также в данный момент мы не исключаем снижения ставки ниже 6% далее по году.
Монетарный регулятор указывает на то, что дезинфляционные риски будут преобладать в начале 2020 года, и в этой перспективе мы также ожидаем замедления инфляции до уровней 2,5-2,8% с дальнейшим разворотом к ускорению до уровней 3,6-3,8% по итогам следующего года.
На наш взгляд, такой вектор развития инфляционных процессов при условии отсутствия масштабных негативных рыночных шоков сохранит для ЦБ РФ возможности для дальнейшего снижения ключевой ставки в 2020 году. Наш прогноз по ключевой ставке на 2020 год находится в диапазоне 5,75-6%, достижение уровня 5,5% видится возможном при значительном улучшении общей рыночной конъюнктуры, сохранения доминирующей позиции дезинфляционных рисков, а также необходимости монетарной поддержки экономического роста”.
*Андрей Кадулин, Банк Санкт-Петербург
“Банк России по итогам заседания снизил ключевую ставку на 25 б.п. до 6,25%. Регулятор отмечает, что инфляция замедляется быстрее, чем предполагалось, прогноз на конец этого года был снижен до 2,9-3,2%.
Таким образом ЦБ готов к снижению инфляции ниже 3% уже в этом году и уверен в том, что она замедлится до этих значений в первом квартале следующего года на эффекте высокой базы из-за повышения ставки НДС в начале 2019 г.
При этом сейчас снижение цен связано в том числе и с локальными факторами – укреплением рубля и высоким урожаем этого года. Поэтому регулятор видит инфляционные риски, связанные с разворотом в этих локальных факторах, а также возможным ухудшением настроений на внешних рынках и более существенным замедлением мировой экономики.
При этом сам ЦБ признает, что эффект на инфляцию от реализованного смягчения денежно-кредитной политики может оказаться большим, чем ожидалось, что при сохранении прогноза на следующий год 3,5-4,0% на следующий год будет требовать осторожного подхода к ДКП.
Поэтому с учетом последних заявлений представителей ЦБ РФ, мы ожидаем паузы в смягчении денежно-кредитной политики после снижения ставки до 6%, которое может произойти уже в первом квартале следующего года”.
*Сергей Коныгин, Газпромбанк
“ЦБ РФ ожидаемо снизил ключевую ставку на 25 б.п. Ключевые аргументы в пользу решения следующие:
Инфляция продолжает снижаться быстрее прогнозов. ЦБ РФ в очередной (5-й) раз пересмотрел прогноз на конец года до 2,9-3,2%, сохранив диапазон 3,5-4,0% к декабрю 2020 года. Кроме того, ЦБ РФ подчеркнул, что инфляция в первом квартале 2020 года снизится до <3,0%.
ЦБ РФ сохранил свой прогноз роста ВВП в 2019-2020. На уровне 0,8-1,3% на 2019 год, ожидая, что он будет близок к верхней границе диапазона. На 2020 год прогноз – 2-3%.
Экономическая активность начала улучшаться в четвертом квартале 2019 года благодаря внутреннему спросу. Расходы бюджета, в первую очередь связанные с инвестициями, растут.
ЦБ РФ изменил формулировку дальнейшего снижения ставки со ‘следующих 3-х заседаний’ на ‘первое полугодие 2020’.
Тон пресс-релиза охладел по сравнению с предыдущими. Регулятор высказался более сдержанно относительно перспективы дальнейших шагов и подробнее остановился на проинфляционных факторах в экономике в долгосрочной перспективе.
На мой взгляд, это может быть намек на то, что ни нейтральный диапазон, ни цель в 4% не будут пересмотрены в ближайшее время. ЦБ РФ берет паузу, чтобы подождать и увидеть глобальные тренды, эффекты использования Нацфонда.
На мой взгляд, смягчение настроений ЦБ может произойти в первой половине 2020 года. Я ожидаю более активного снижения ставки во втором полугодии 2020 из-за пересмотра нейтрального диапазона.
Мы не меняем наш прогноз на 2020 год, прогнозируя ключевую ставку 5,5% уже в третьем квартале 2020”.
Татьяна Евдокимова, Нордеа
“ЦБ продолжил цикл снижения ставки на фоне продолжающегося активного замедления инфляции. Прогноз инфляции на конец года снижен до 2,9-3,2% (ранее 3,2-3,7%), при этом прогноз на 2020 год остался неизменным (3,5-4%).
В релизе есть два момента, указывающих на то, что теперь Банк России вполне может взять паузу.
Во-первых, ЦБ указал на то, что соотношение временных и постоянных факторов замедления инфляции на рынке продовольствия сложно оценить.
Во-вторых, реализованное смягчение денежно-кредитной политики может оказать более существенное повышательное влияние на инфляцию, чем оценивает Банк России.
Для получения определенности по этим вопросам требуется время и отслеживание макроэкономической статистики.
Как итог, ЦБ обещает оценивать целесообразность дальнейшего снижения ставок в первом полугодии 2020 года (ранее на одном из ближайших заседаний).
Этот сигнал говорит о том, что темп снижения ставки, вероятно, замедлится”.
*Станислав Мурашов, Райффайзенбанк
“Решение ЦБ и тональность пресс-релиза оказались ожидаемы для нас. Изменение фразы о следующем снижении ставки с ‘одного из ближайших заседаний’ на ‘в первом полугодии’ фактически говорит о том, что, во всяком случае в текущих условиях, ЦБ не видит особого потенциала для дальнейшего смягчения политики (которое, например, ожидает рынок ОФЗ). Хотя ЦБ явно и не указал на это, мы думаем, что этот потенциал во многом ограничивается ужесточением риторики ФРС (возможно, не будь инфляция и экономическая активность столь низкой и слабой, а курс рубля – стабильным, ЦБ вообще не стал бы проводить смягчение)”.
*Владимир Евстифеев, Зенит
“Решение Центробанка выглядит последовательным: нельзя было не снижать размер ключевой ставки после октябрьского снижения в 50 б.п. при том, что большинство принимаемых в расчет регулятором факторов говорили в пользу смягчения.
В сопроводительном письме содержится много новой информации. В частности, ожидания по инфляции на конец года в размере 2,9-3,2%. При этом ЦБ довольно мягко указал на то, что присутствует риск для ускорения инфляции в результате использования средств ФНБ и реализации бюджетной политики.
Центробанк уверен в перспективах снижения инфляции, но не доверят ускорению экономического роста, отмеченному во втором полугодии. Фраза о преобладании дезинфляционных факторов над проинфляционными в краткосрочной перспективе позволяет рассчитывать на сохранение потенциала снижения ключевой ставки”.
Владимир Тихомиров, БКС
“Движение ожидалось большинством консенсуса и, в этом отношении, вряд ли было удивительно. Решение также было поддержано всплеском оптимизма на мировых биржах после позитивного руководства ФРС в среду и сообщений из Вашингтона, которые предполагали, что подписание торговой сделки между США и Китаем идет полным ходом. Эти события повысили покупательский интерес к российским облигациям и привели к быстрому повышению курса рубля: российская валюта укрепилась более чем на 2% с начала недели.
По сути, быстрое замедление инфляции создает возможности для смягчения денежно-кредитной политики в России. Годовой показатель инфляции достиг максимума в марте на уровне 5,3% и в начале декабря составлял менее 3,4% г/г. Мы ожидаем замедления до 3,1% г/г к концу 2019 года и до 2,6% г/г в январе. Тем не менее, мы обеспокоены тем, что период замедления инфляции будет довольно кратковременным, и показатель ИПЦ после первого квартала 2020 года может снова начать расти на фоне изменения базового фактора и ожидаемого роста экономической активности в России по мере ускорения реализации национальных проектов.
Мы прогнозируем, что к концу 2020 года инфляция в России может вырасти до 3,8% г/г; сам ЦБР прогнозирует ещё более высокую инфляцию на уровне 4%. Это означает, что - исходя из целевой ставки ЦБ РФ в 2-3% - возможности для нового снижения ставки довольно ограничены. Это объясняет, почему мы встали на сторону меньшинства аналитиков, которые полагали, что ЦБ РФ учтет эти риски, и могли оставить ставку без изменений.
Следующее заседание ЦБ РФ запланировано на 7 февраля 2020 года. При условии, что на мировых рынках не произойдет серьезных сбоев, мы ожидаем, что банк оставит свою ставку без изменений; в 2020 году мы прогнозируем ещё одно снижение ставки на 25 б.п. со ставкой к концу 2020 года на уровне 6%”.
Дмитрий Долгин, ING
“Решение ожидаемое, улучшение краткосрочных прогнозов по инфляции – тоже. Среднесрочный сигнал оставляет свободу маневра, но, скорее всего, указывает на весьма ограниченный потенциал дальнейшего снижения ставки. Важно, что ЦБ не изменил прогноз ИПЦ на конец 2020 года (3,5-4,0%), упомянул стабилизацию инфляционных ожиданий предприятий (ранее было снижение) и ускорение потребительской инфляции в сегменте услуг. Дальнейшее снижение ставки после достижения уровня 6.0% пока не очевидно, но возможно в позитивном сценарии - если не произойдет ухудшения внешнего фона и не реализуются внутренний риски, связанные с бюджетной политикой.
В краткосрочной перспективе у рынка сохраняются основания для позитивного настроя. Не исключено, что, как минимум, до конца года, у ОФЗ и рубля будет поддержка. Наши прежние таргеты на конец года - 6,35% по 10-летним ОФЗ и 64,0 рубля за доллар - слишком консервативны”.
Источник: ru.reuters.com