МОСКВА (Рейтер) - Совет директоров Банка России в пятницу принял решение снизить ключевую ставку до 6,50% с 7,00% годовых, сообщил регулятор.
Ниже следуют комментарии аналитиков (обновления отмечены *)
*Софья Донец, Ренессанс Капитал
“При столь низком инфляционном фоне запас смягчения денежно-кредитной политики, очевидно, еще сохраняется. Мы ждем увидеть ставку на уровне 6,0% в 2020 году, в кривой ОФЗ такое снижение сейчас уже заложено.
Однако какова будет траектория движения к этому уровню - с определенностью трудно сказать. Сегодняшний пресс-релиз опять не дает четкого сигнала. Он в принципе выглядит достаточно жестким, сохранена формулировка про рассмотрение целесообразности дальнейшего снижения ключевой ставки, которая задает вообще необязательный характер дальнейшего смягчения.
С другой стороны, снижен прогноз инфляции, Банк России признает сохранение достаточно низкого инфляционно фона на весь следующий год... Мы пока не меняем прогноз ставки на конец 2019 года на уровне 6,50%. На наш взгляд, большую поддержку текущему решению и резкому изменению риторики оказало укрепление рубля с сентября, так как курсовая динамика остается чувствительным фактором для прогноза инфляции и решений Банка России.
К концу года не исключено обратное движение курса, что может отсрочить следующий шаг смягчения. Нейтральную ставку для России мы оцениваем в 5,5-6,5%, то есть теоретически есть запас снижения и ниже 6,0%. Однако Банк России зарекомендовал себя как очень осторожный в плане смягчения. Возможно, мы сейчас находимся в точке структурного изменения политического подхода, но мы бы пока не торопились с этим выводом”.
*Анна Заигрина, Росбанк
“Мы видим условия для продолжения снижения ключевой ставки на заседании в декабре, в базовом сценарии на 25 б.п. Однако более сильный пересмотр прогноза по инфляции может говорить о возможности снижения ставки и на 50 б.п., если фактическая инфляция будет вблизи нижней границы.
Кроме того, улучшенный прогноз по инфляции на 2020 год на фоне снизившихся инфляционных рисков (3,5-4,0% против вблизи 4% на прошлом заседании) говорит о возможности продолжения снижения ключевой ставки и в 2020 году (до 5,75%)”.
*Дмитрий Полевой, РФПИ
“Сохранение прогноза о ставках... похоже на компромисс: снизив ставку на 50 б.п., ЦБР оправдал ожидания финансового рынка, но ясно дал понять, что не спешит бежать “слишком далеко, слишком быстро” в данный момент, при этом очевидно не лишая себя возможностей с точки зрения дальнейших шагов.
Учитывая наши текущие прогнозы инфляции (3-3,3% в 2019 и 2020), мы считаем, что дверь все еще открыта для двух снижений на 25 б.п. в декабре 2019 и марте 2020 года, но дальнейшие шаги на “аккомодационную” территорию ключевой ставки ниже 6% (с точки зрения метрик ЦБР) теперь выглядят менее предсказуемыми”.
*Владимир Миклашевский, Danske Bank
“...нам уже нужно готовиться к возможному снижению на 50 б.п. в декабре. (Снижение) на 25 б.п. гарантировано.
Рынки теперь должны принять, что ЦБР становится более гибким, продолжая быть последовательным и фокусироваться на внешних факторах. Гибкость принесет еще больше мощи денежно-кредитной политике ЦБР, что поможет российской экономике начать ускоряться в 2020-2021 годах на фоне всей политической неопределенности, включая торговые войны, Brexit и президентские выборы в США в следующем году.
Если углубиться в заявление ЦБР: теперь при оценке дальнейших шагов в ДКП стоит смотреть на индикаторы экономического роста РФ, не только на инфляцию - чем более мрачными будут макроэкономические показатели, тем сильнее шаг в снижениях, это новая модель гибкости. Конечно, позиции ФРС и ЕЦБ продолжат играть большую роль”.
Александр Исаков, ВТБ Капитал
“Самое неожиданное по итогам заседания совета директоров Центрального банка – это масштаб пересмотра прогноза по инфляции. Наверное, прецедента пересмотра такого масштаба из-за данных за три недели не было. Будет интересным обсуждение этого в новом докладе в декабре. На мой взгляд, заниженный прогноз по инфляции на текущий и следующий годы следует читать так же, как и завышенный в прошлом году – пересмотры инфляции наверх будут сдерживать снижение ставки в ближайшие кварталы.
На наш взгляд, пресс-релиз говорит о том, что решение по декабрю еще не принято – вполне возможно сохранение ключевой ставки без изменения до конца этого года”.
Николай Минко, Сбербанк
“ЦБ обычно настраивает рынок на то, что в следующем году инфляция будет вблизи таргета, если не ожидается влияние какого-нибудь сильного фактора, который мог бы отклонить регулятора от цели.
Похоже, что даже после снижения ставки на 50 б.п. сегодня ЦБ опасается такого развития событий. У ЦБ есть на это причины.
Инфляция, скорее всего, снизится ниже 3% в первом квартале, по мнению ЦБ, при этом инфляционные ожидания уже снижаются, потребительский спрос остается слабым, и в целом дезинфляционные риски преобладают над проинфляционными.
ЦБ настраивает рынок на то, что будет снижать ставку и дальше на одном из ближайших заседаний (что намекает уже на декабрь).
Мы полагаем, что с приближением инфляции к нижней границе коридора 3,2-3,7% в декабре (наш прогноз 3,2%), при отсутствии реализации рисков со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков ЦБ снизит ставку на 50 б.п. до 6,0% в декабре”.
Владимир Евстифеев, банк Зенит
“Риторика Центробанка окончательно сместилась в сторону дезинфляционных рисков, а прежде осторожная корректировка денежно-кредитной политики – решительным шагом.
Регулятор не видит поводов для ускорения инфляции, напротив, прогноз по динамике потребительских цен в 2019-2020 гг. значительно понижен.
С учетом слабости экономики и конечного спроса, драйверов для разгона инфляционных процессов практически не осталось.
Внешние риски не реализовались, рубль выглядит сильным, а это значит, что экономике может быть оказана монетарная поддержка.
С учетом планов по реализации мер стимулирования роста экономики в 2020 г., Центробанк однозначно нацелен на формирование комфортных финансовых условий в качестве базы для будущего роста.
С учетом прогнозов по снижению инфляции несколько ниже 3% в первом квартале 2020 года, потенциал уменьшения размера ключевой ставки на декабрьском заседании сохраняется, при этом масштаб этого снижения должен составить как минимум 25 б.п.”.
Андрей Кадулин, банк Санкт-Петербург
“Сигнал по дальнейшей траектории ставки можно интерпретировать как нейтральный, ЦБ продолжит рассматривать дальнейшее снижение ставки на ближайших заседаниях, но решение будет зависеть от условий, в том числе внешних.
При этом оценка преобладания долгосрочных проинфляционных рисков над дезинфляционными и ожидание возврата инфляции к 4% исключают переход ЦБ к мягкой ДКП при локальном снижении инфляции существенно ниже таргета в начале следующего года.
Траты ФНБ, несмотря на последние заявления А. Силуанова, все еще интерпретируются как инфляционный риск, а значит до принятия окончательного решения по расходованию средств фондов будет учитываться как фактор в пользу более сдержанной ДКП”.
Владимир Тихомиров, БКС
“Решение совпало с нашими ожиданиями - ранее на этой неделе мы изменили наш прогноз по ставке до -50 б.п. с -25 б.п. после серии четких сигналов от регулятора...
На наш взгляд, основной причиной снижения ставок являются внешние, а не внутренние факторы. ЦБ РФ все больше обеспокоен продолжающимся притоком портфельных инвесторов на российский рынок рублевых облигаций, что, по его мнению, приводит к значительному увеличению среднесрочных рисков для финансовой и валютной стабильности в случае ухудшения глобальной или геополитической ситуации.
Потенциально резкий возврат от притока к оттоку может вызвать девальвацию рубля и усилить стресс для отечественных банков.
ЦБ РФ, на наш взгляд, меньше обеспокоен внутренними факторами: ожидаемое дальнейшее замедление инфляции в течение следующих 4-5 месяцев, безусловно, дает ему больше возможностей для маневра.
Мы прогнозируем, что к концу 2019 года инфляция снизится до 3,6% г/г и продолжит замедляться до конца первого квартала 2020 года, когда она может достичь 3-3,2% г/г. Тем не менее, инфляционные риски начнут расти с конца второго квартала 2020 года и далее - мы сохраняем наш прогноз инфляции на уровне 3,8% г/г на конец следующего года.
Учитывая такой прогноз инфляции, мы полагаем, что сегодняшнее снижение ставок может стать последним в этом году: ЦБР, вероятно, сделает паузу на своем следующем заседании в декабре, чтобы оценить дальнейшую динамику инфляции и глобальные события”.
Татьяна Евдокимова, банк Нордеа
“Целесообразность дальнейшего снижения ставки будет оцениваться на одном из ближайших заседаний, что свидетельствует о вероятной паузе в цикле снижения ставок в декабре.
В пресс-релизе отсутствует упоминание нейтрального диапазона ставок и дано весьма мало сигналов относительно будущей траектории ставки.
Вероятно, ЦБ хочет сохранить максимальную свободу действий при реагировании на поступающие статистические данные.
Перед декабрьским заседанием ключевыми станут цифры по инфляции за ноябрь и декабрь.
Текущее резкое снижение ставки следует за весьма сдержанным пресс-релизом по итогам сентябрьского заседания.
С точки зрения коммуникации это требует дополнительных разъяснений, что показывает целесообразность внедрения пресс-конференций после каждого заседания (по примеру ФРС и ЕЦБ), а не только после опорных”.
Наталья Ващелюк, Росбанк Дом
“Снижение ключевой ставки в сочетании с предшествовавшим ему падением доходностей на рынке ОФЗ создает предпосылки для изменения процентных ставок на рынке ипотеки...
В настоящее время на долю банков, чьи ставки по ипотеке выше прошлогодних минимумов, приходится более трети ипотечных кредитов на рынке. При этом только несколько игроков предлагают ставки, которые являются минимальными в их истории. Следовательно, на рынке ипотеки есть потенциал для снижения ставок, при реализации которого средняя ставка предложения до конца года может снизиться на 30-50 базисных пунктов.
Таким образом, в 2020 год рынок ипотеки с высокой вероятностью войдет с рекордно низкими процентными ставками, что позволяет ожидать рост объема ипотечного кредитования в следующем году приблизительно на 25%”.
Наталия Орлова, Альфа-Банк
“Более быстрое снижение ключевой ставки улучшает потенциал роста кредитных рынков на 2020 год и отчасти нивелирует меры макропруденциального контроля в сегменте розничного кредитования, поэтому в целом благодаря этому решению мы чувствуем больший комфорт с точки зрения объемов и качества кредитного спроса;
Хотя решение ЦБ имеет объяснение в свете снижения инфляционных рисков на фоне жесткой бюджетной политики, нельзя сказать, что такое решение было ожидаемым еще месяц назад и тем более полгода назад. Это значит, что мы должны будем менять свою стратегию на рынках привлечения, чтобы избежать давления на маржу.
Последний год показывает, что даже в развитых странах, которые традиционно создавали стержень мировой экономической политики, денежные власти вынуждены резко менять свои приоритеты – если еще в конце 2018 года ФРС планировала продолжить повышение процентной ставки, то с середины 2019 года перешла к снижению ставок.
ЦБ РФ к концу 2018 года повысил свою ставку до 7,75% и в начале 2019 года ничто не предвещало, что она может быть существенно ниже этого значения, сам регулятор полагал, что инфляция вернется к 4% ориентиру только в 2020, а теперь в базовом сценарии инфляция может составить 3,0-3,5% уже в конце этого года. Ситуация в экономике стала менее предсказуема и центральные банки, в том числе и ЦБ РФ, гибко подстраиваются под эту реальность”.
Источник: ru.reuters.com