Его полное имя называть нельзя, пока в деле не вынесен приговор. Ответственный за нарушение правил дорожного движения в столице провинции Хунань милиционер был в сговоре со своим другом Чжуном, владельцем авторемонтной мастерской. Нарушив правила дорожного движения, клиенты последнего знали, что он может помочь. Тогда Чжун обращался к Сяо. Тот удалял с электронной системы штрафы, прежде угрожающие водительских прав штрафные баллы. С марта 2011-го по ноябрь 2017 года он ликвидировал более 400 тыс. Штрафов. За это Сяо получил от Чжуна и других 42400000 юаней (около € 5600000). Их сотрудничество долгое время не привлекала внимания, так как расчеты происходили с помощью совместных кредитных карт.
Пекинский журналист Чжан Юйчжи считает этот случай предупредительным сигналом о том, как легко манипулировать системой рейтингов. Государственный совет в Пекине хочет с 2020 года повсеместно ввести систему социального рейтинга, оценивать всех граждан баллами соцкредита. В своей статье «Что такое кредитоспособность?», Написанной для пекинского финансово-политического еженедельника Caixin, он называет коррумпированного полицейского одним из примеров того, насколько новая система слежения сомнительна. Кто контролирует контролеров?
С помощью данных о поощрениях и взысканиях Пекин хочет определять социальные кредитные баллы для каждого жителя. Соответствующие пилотные проекты реализуются в более 40 китайских округов и 20 городах, оценивают финансовую и общественную кредитоспособность частных лиц или предприятий. Все это еще пока фрагментарное, многие моменты засекречено. Положительные баллы услуг, например, ответственное обращение с инвестициями и займами, а также за социальное поведение включая частную жизнь. Отрицательные - за проезд на красный свет светофора, аморальное поведение или домашнее насилие.
Большая смесь из данных для оценки кредитоспособности
Эту детализированную до абсурда систему поощрений и наказаний придумали в Национальной комиссии по развитию и реформам NDRC (бывший китайский Госплан). Ее лозунг, как пишет Чжан, можно сформулировать так: «Кто заслуживает доверия в чем-то одном, тот получит ее повсюду. Кто ее в чем-то теряет, считаться с повсеместными ограничениями».
Финансовые эксперты, по словам журналиста, критикуют то, что Пекин смешивает полезную информацию о финансовой кредитоспособности с политическими, моральными и социальными оценками. Он цитирует Ван Лю, бывшего сотрудника кредитного отдела Центрального банка. Надежды, что системой оценки кредитоспособности можно заодно решить и социальные проблемы, по его мнению, «нереалистичны и даже вредные».
В Сучжоу, одном из 20 китайских городов, где реализуется пилотный проект системы социального рейтинга, все граждане в начале получают по 100 баллов на базовый счет. Более 20 государственных структур - от полиции до органа контроля над рождаемостью - передают выставлены баллы в центр. Например, Управление здравоохранения плюсует шесть баллов за добровольную сдачу 200 мл крови.
Пилотный проект охватывает 13 млн человек, о которых сегодня собрали 300 млн различных записей. Баланс баллов влияет на повседневную жизнь каждого гражданина. Он является решающим для получения банковских кредитов с низкими процентами, предлагает ему социальные преимущества или устанавливает ограничения. Положительный рейтинг позволит, например, бесплатно посетить парк, а отрицательный - повлияет на продвижение по карьерной лестнице государственных работников.
Система социального рейтинга со многими пользователями
Кроме NDRC одним из пользователей системы социального рейтинга является Центральный банк Китая. Его Кредитный справочный центр, созданный в 2004 году, до августа 2018 собирал и хранил более 3300000000 записей о сотнях миллионов частных заемщиков и 25400000 предприятий. В новой редакции его системы оценивания, которая заработает в мае, регулятор актуализировал свой пока только отраслевых ориентирован каталог баллов. В будущем он должен, в частности, добавить к рассмотрению при покупке жилья кредитную способность супружеских пар. Таким образом, планируется предотвратить махинации с помощью фиктивного развода, если только кто-то один из супругов имеет право на льготные условия.
Требования Центрального банка о предоставлении каждый раз большего количества персональных и семейных данных вызвали горячие дискуссии. Газета Global Times публиковала отдельные голоса: «Социальные кредиты становятся для китайцев вторым удостоверением личности, их невидимой биографией». Пекинская система оценивания - это изобретенный в Китае эксперимент, «которого нет нигде в мире», цитирует Caixin работника Международной финансовой корпорации (IFC) Всемирного банка Лая Цзинь Чана.
Адвокаты спрашивают о правовых основаниях оценки социального рейтинга
Нечестно ставить предоставление кредитов в зависимость от информации, которая не имеет ничего общего с финансовыми вопросами, говорят критики системы социального рейтинга. Адвокаты спрашивают о «правовые основания» государственных систем оценки. Государственные учреждения не имеют права «нарушать основные права граждан», утверждают они.
Caixin отважно дает толчок к дебатам, которым Пекин до сих пор противостоял и которые ставят вопрос о злоупотреблениях частными данными. Адвокат Лю Чункван с Shanghai Duan & Duan говорит: «Оценивание через социальные кредитные баллы должно отражать индивидуальную способность лица возвратить полученный кредит, но не ее характер».
До сих пор пекинскую всеобъемлющую манию контроля и надзора критиковали только за границей. Одних ужас, что баллы социального кредита станут кирпичиками для тоталитарного государственного контроля оруэлловских масштабов, который Пекин выстроит с помощью искусственного интеллекта. Другие в расширенном определении финансовой, социальной и моральной кредитоспособности видят попытку возвращения к конфуцианской системе ценностей в обществе.
Зато китайские поборники аргументируют, насколько важно восстановить в их стране доверие и честность. Они объясняют упадок этих ценностей заимствования практик рыночной экономики при отсутствии эффективной правовой системы. «Кредитоспособность - это вопрос жизни и смерти», - говорится в книге, изданной государственным издательством «Синьхуа» при поддержке государственных органов. Автор Лю Юин приводит особенно гротескные случаи.
Придумали целую государственное учреждение
В Китае подделывают даже государственные учреждения. Аферист Чжан Нин Юань арендовал офис на пустом пятом этаже в бывшем здании Министерства юстиции в Пекине, выдавая себя за нового руководителя управления и партийного секретаря «Управление по расследованию Тяньпэн». С поддельными удостоверениями, свидетельствами о назначении, печатями и очень похожими на полицейские униформы для его 30 работников он создал собственное подразделение юстиции. За фальшивые разрешения и решения Чжан получил миллионы юаней. И этого четыре года никто не замечал. Его случайно разоблачили блогеры. В 2011 году афериста приговорили к пожизненному заключению. Но можно полагаться в таких случаях на независимость судов или контроль со стороны свободных медиа?
Инициирована Caixin дискуссия о системе социального рейтинга все же является шагом вперед, поскольку призывает и к защите хранимых персональных данных и частной сферы. Имеют местные администрации необходимые для этого финансовые и технические возможности? Каждый утечка может привести значительные экономические и репутационные потери. Китай требует нового законодательства по сбору и хранения данных.
С недавнего заседания Всекитайского собрания народных представителей журналист Чжан узнал, что социалистический парламент внес этот вопрос к третьей фазе своего повестки дня. Иначе говоря, Пекин понадобится еще много времени для унификации своего социального рейтинга и развития цифровой системы государственного надзора. Это произойдет значительно позже, чем, как было запланировано, в 2020 году.